Пятница, 2024 Май 17, 15:20
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Категории раздела
Главная » Файлы » Мои файлы

ХОРЕОГРАФ – ЭТО «ПИСАТЕЛЬ ТАНЦЕМ»
[ Скачать с сервера (812.3 Kb) ] 2016 Янв 09, 18:21

2005.04.01. газета «Саратов-СП» №66 (1289)

Алексей ЗЫКОВ

ХОРЕОГРАФ – ЭТО «ПИСАТЕЛЬ ТАНЦЕМ»

 

По счастью, мне не встречались люди, научившиеся писать, обладающие большим словарным запасом, сочинившие при этом на досуге какое-то количество стихов или рассказов и потому называющие себя писателями или поэтами. Зато в большом количестве встречаются люди, называющие себя хореографами или балетмейстерами. Заплатив за мастер-классы, содрав все возможное с видиков, они ваяют свои опусы, не понимая, что дистанция, отделяющая каменотеса от скульптора, огромна. Слова еще не литература. Движения еще не хореография. Какое точное греческое слово, буквально означающее «писать танцем»! Особое видение человеком мира, личностное восприятие этого мира, переданное через пластику, танец, отличают хореографа от «каменщика движений». Проще, талант. «Бог поцеловал», — говорит Маргарита Владимировна ЛИКОМИДОВА, и это в ее устах высшая похвала.

Литература и хореография тесно переплелись в ее жизни. Танцевала с детства (смотрю на нее, и кажется, представляю девчонкой: озорная, увлеченная, с лукавой женственностью в гла­зах). Училась на филологиче­ском в университете. Заворо­женная любовью Ивана Тургене­ва к Полине Виардо, вновь и вновь перечитывала романы, письма, сравнивала, сопережи­вала. Курсовая работа, написан­ная ею, давала шанс. Но она так любила движения. Движения, сливающиеся в танец. Обучение в университете стало заочным: Маргарита Ликомидова выбрала другой шанс и стала артисткой знаменитого Красноярского госу­дарственного ансамбля танца Сибири. Счастью не было пре­дела! Мечты о сцене, репетици­ях, гастролях неожиданно сбы­лись. И это было сказкой, тем более что балетмейстером и ху­дожественным руководителем ансамбля был сам Михаил Се­менович Годенко, позднее став­ший народным артистом СССР, Героем Социалистического Тру­да. Легко не было, но было по­трясающе интересно! О желез­ной дисциплине и атмосфере творчества Маргарита Владими­ровна вспоминает с благодарно­стью и любовью: «И ведь это Го­денко заметил во мне способно­сти хореографа, настоял на том, чтобы отправить меня на курсы балетмейстеров в ГИТИС». С его легкой руки появился писа­тель, пишущий танцем, — моло­дой хореограф Ликомидова, в творческом багаже которой были классический и народный танцы.

Начинались семидесятые. Хо­реографическое искусство тре­бовалось «освежить» новыми, более современными танцами. На Западе особой популярно­стью пользовались бальные тан­цы, причем не только у молоде­жи, но и у людей более старшего поколений. Вот эти-то танцы и решено было позаимствовать. Не могло быть, конечно, и речи о латиноамериканских бальных танцах (подчеркнутые бедра, тес­ные объятия — это чересчур!), но европейские — медленный вальс, фокстрот, квикстеп, танго (с ним следовало обращаться очень аккуратно) — получили ви­зу в СССР.

И вновь Ликомидова отправляется на курсы.

Так, в 1971 году в Саратове при Доме народного творчества возник первый ансамбль бально­го танца «Дружба». Маргарита Владимировна работала легко и увлеченно. Первые победы на первых конкурсах бальных тан­цев. Первые ученики, отделяю­щиеся и создающие свои коллек­тивы. Она — хореограф, человек, в природе которого заложены же­лание и способности не просто воссоздавать танцевальные схе­мы, но фантазировать, сочинять новые, а главное — передавать через движения взаимоотноше­ния людей. Из бального «Друж­ба» перерастает в ансамбль эст­радного танца, расширив диапа­зон творческих работ. А где-то в глубине души остается потряс­шая история любви Тургенева и Виардо.

С 1976 года коллектив продол­жил работу под крылом Саратов­ского государственного универси­тета. Номер за номером создают­ся концерты. Ежегодные аншлаги в цирке. «Дружбу» знают. «Друж­бу» любят. Попасть в коллектив непросто: Маргарита Владими­ровна отбирает претендентов тщательно и скрупулезно. Худож­ники из Саратова и Москвы раз­рабатывают костюмы для «Друж­бы», шили которые в лучших ателье. Некоторые из них, чудом сохранившиеся в неприспособ­ленных закутках заброшенных костюмерных, и сейчас произво­дят сильное впечатление.

Маргарита Владимировна по­казывает старые фотографии: «Это мы в Польше, это... а, это Болгария, вот Чехословакия, ГДР». «Ансамбль выезжал за гра­ницу?», — спрашиваю с удивле­нием. «Ездили очень много. И не только за границу, почти во все республики бывшего Союза, бес­численные поездки по России, концерты на БАМе, кораблях Се­верного флота — всего и не упомнишь теперь!». Зато и спра­шивалось с хореографов строго: специалисты, мэтры танца жест­ко критиковали за малейшие про­счеты, учили требовательному отношению к своей профессии. Это сейчас несчетное количество лауреатов, дипломантов всерос­сийских и даже международных конкурсов (из казахстанской де­ревеньки, видимо, три девочки приехали!). Это сейчас получают звания по логике «слава Богу, вы­ползли на сцену» или «надо же как-то поддержать». В то время государство в лице идеологиче­ских работников тоже спуску не давало. «А что это у вас за под­держка в «Калинке»? — «Обыч­ная: партнерша обвивает ногами партнера». — «А на какой текст?» — «Полюби же ты меня!» — «И что вы хотели этим ска­зать?»

По счастливой случайности, мне, тогда еще пятигорскому школьнику, удалось увидеть один из номеров «Дружбы» в очень по­пулярной программе централь­ного телевидения «Шире круг», куда коллектив, возглавляемый Маргаритой Ликомидовой, при­глашался неоднократно. Порази­ли масштаб, цельность номера, завораживающая точность и ла­коничность. Это впечатление со­хранилось в моей памяти до сих пор. Конечно, я не мог предста­вить, что пройдет время, я ока­жусь в Саратове, и на мою долю выпадет возможность станцевать в этом коллективе.

Не только любовь подвигает на творчество Маргариту Ликомидову. Ее сердце откликается на боль и страдания людей, пере­живших или переживающих вой­ну. Однажды статья в газете «Ка­ким ключом открыть твое серд­це?» произвела на нее очень сильное впечатление. Статью об­суждали в «Дружбе», и вскоре родился танец с аналогичным на­званием. Мне довелось станце­вать в номере «Бродяга», расска­завшем о судьбе молодого чело­века, вернувшегося с афганской войны. Я учился на театральном факультете консерватории, где Маргарита Владимировна препо­давала современный танец, и знал, что до меня в «Дружбе» уже танцевали студенты других курсов: Володя Игнатюк — сей­час он хореограф в театре на Та­ганке, Антон Кузнецов — нынеш­ний главный режиссер театра им. И.А. Слонова.

Маргарита Владимировна обу­чает будущих актеров с 1984 го­да. Помню, как мы всегда ждали ее занятий. Она снова была пер­вой, привезя в Саратов основы джаз-модерн танца. В небольшой аудитории сочинялись целые пластические спектакли-концер­ты, студенты других курсов при­бегали смотреть ее экзамены. Она не просто учила танцу. Она сочиняла, творила. И учила тво­рить нас. Редкие дипломные спектакли обходились без ее уча­стия. Работы, большие и малые, она выполняла азартно, не думая о затраченном времени, о звани­ях и регалиях, но только недавно Ликомидова стала доцентом. Грустный парадокс!

О том, как непросто быть хо­реографом в драматическом те­атре, я знаю не понаслышке. Маргарита Владимировна со­трудничала с театрами еще с семидесятых. Сначала ТЮЗ. Он был ее вторым домом. Малень­кая дочь Катя видела, как рож­дается спектакль, — она всегда была рядом с мамой. Было по-настоящему интересно! Позже филармония, драма, театр ку­кол, оперетта... Всего и не упом­нишь теперь! Режиссеры Ю. Ки­селев, В. Федосеев, Л. Эйдлин, К. Дубинин, А. Дзекун и другие. Вот лишь некоторые из спектак­лей: «Приключения Незнайки», «Пеппи Длинныйчулок», «Док­тор Айболит», «Колбаска, Боц­ман и другие», «Маленькая Ба­ба Яга», «Король Лир», «Родст­венники», «Молодость Людови­ка XIV», «Путешествие дилетан­тов» и многие другие. Сколько времени, сил и таланта было от­дано ею саратовским театрам! Смотрю программки и удивляюсь: как она все успевала и как же любила свою работу!

Она не стала даже заслужен­ным работником культуры. Ее звали, когда нужен был хорео­граф, но всегда забывали после премьерных аплодис­ментов... Еще один грустный парадокс!

Зато на улице снова весна. Есть какой-то неуловимый шарм в девочках, рожденных именно весной, словно цветы. Маргари­та! Сколько жизней этот цветок дал другим! Кто-то уже больше никогда не расставался с танцем, кто-то лишь сохранил о нем до­брую память. Но всем нам она подарила нечто более важное: умение любить дело, которому служишь, умение оставаться че­ловеком.

Мальчики и девочки ее «Друж­бы», ставшие давно мамами и папами, бабушками и дедушка­ми, по-прежнему собираются вместе, танцуют, помогают друг другу в жизни.

В разных уголках России в те­атрах работают актеры, обучав­шиеся у Ликомидовой пластике и танцу. Готовятся к занятиям ны­нешние студенты — «племя мо­лодое, незнакомое».

Некоторые из спектаклей, где выступала она хореографом, по-прежнему идут на саратовской сцене.

...Увлеченная, с лукавой жен­ственностью в глазах, она садит­ся в троллейбус и едет на работу. Я знаю, Бог поцеловал ее. Пусть иные «каменщики движений» бу­дут лауреатами, дипломантами, заслуженными и прочее. Ей до­статочно своего имени: Маргари­та Владимировна Ликомидова. Писатель танцем. Хореограф.

Категория: Мои файлы | Добавил: alekse-zykov
Просмотров: 886 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar