Мои файлы [9] |
Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (780.0 Kb) ] | 2016 Янв 09, 18:29 |
2005.10.15. «Саратовская областная газета» №283 Алексей ЗЫКОВ НЕБЕСНОЕ ЗЕРКАЛО ОСЕТИНСКОГО ТАНЦА В детстве, глядя из окна своего пятигорского дома на белеющую вдали величественную и гордую цепь Кавказских гор, перечитывая любимую толстую книгу немногословных, но очень ясных и точных «Сказок нартов», я погружался в суровый, но честный, порядочный и справедливый мир народа, уважительно относящегося не только к себе, но и к другим. Наверное, это качество перешло к осетинам от их предков, аланов, некогда самых могущественных племен центральной части Северного Кавказа. Как много детских впечатлений хранится в памяти каждого из нас, и эти впечатления остаются на всю жизнь. Мы взрослеем и оберегаем детство уже наших сыновей и дочек. Когда-то, повзрослев, и они, помня свои детские впечатления, воспринимая мир через них, они будут оберегать своих детей... Так происходит у всех народов. Но, к сожалению, у всех народов встречаются выродки. Что за детские воспоминания хранятся в их памяти, если нарушают они столь естественный и незыблемый закон человека уберечь дитя от невзгод? Трагедия, случившаяся в Беслане, многим разорвала сердце. Земля Осетии обагрилась кровью детей. Белоснежные горы Кавказа померкли в лучах заходящего солнца. Рождение, жизнь, смерть составляют основу спектакля «Небесного зеркала» — лауреата Всероссийской театральной премии «Золотая маска» Северо-осетинского государственного обрядового театра «Арвайден». «Небесное зеркало» и спектакль «Золото нартов» в память жертв Беслана были показаны 11 и 12 октября на сцене Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова. Так мои детские впечатления дополнились новыми ощущениями. Традиции, обряды разных народов удивительнейшим образом, отличаясь друг от друга по воплощению, схожи по сути. Бог, Солнце, Земля. Объяснение для себя сил природы, тайны рождения и смерти. И все это через музыку, танец, костюм. Попытка познакомить нас с особенностями осетинского ритуального действа в спектакле «Небесное зеркало» (идея, сценография, костюмы художественного руководителя театра Виолы Ходовой, хореограф-постановщик Тимур Сикоев) безусловно, любопытна уже хотя бы потому, что театру удается возбудить интерес к культуре своего народа. На первое место, на мой взгляд, здесь выходит костюм. Именно он производит самое сильное впечатление на зрителя. Достаточно сказать, что костюмы и декорации исполнены в художественных мастерских Большого театра. Сочетание белого, красного и черного ясно и точно символизирует рождение, жизнь, смерть. Длинные, прямые, производящие впечатление жесткости и непоколебимости конструкции костюмы этих цветов с элементами загадочных, манящих символов с самого начала спектакля заявляют нам эти три этапа человеческого существования. Фигуры эти столь значимы, что сам человек рядом с ними кажется слабым созданием, ребенком, целиком и полностью зависящим от воли Бога и Стихий. Что есть рождение? Момент, когда женщина находится одной ногой на земле, а другой — в могиле. Она уязвима, как и рождающийся ребенок, для сил зла. Жертвоприношение — вера в то, что можно заменить одну смерть другой, принося в жертву животное: козу или курицу. Жизнь представляется нам в строгом, очень охраняемом разделении мужчин и женщин. Большое внимание уделяется соединению мужчины и женщины, поэтому особенно насыщена обрядовыми действиями свадьба. Это танец плодородия, исполняемый исключительно женщинами ночью во время свадеб, готовящий невесту к таинству зачатия и рождения. «Чепена» — исключительно мужской танец, «Ерыскафт» — танец-соревнование мужчин и женщин и т. д. Наконец, спектакль подводит нас к третьей составляющей — к смерти, и черный цвет становится доминирующим в костюмах артистов. И здесь я бы хотел остановиться на двух эпизодах, на мой взгляд, наиболее полно сумевших соответствовать задаче театра — поднять обрядовое действо с его фольклорной основой до сценического воплощения, где на равных существуют хореография, костюм и артист. Это обряд «Цоппай», связанный с культом грозового божества осетин Уацилла, когда убитому молнией надевали новую одежду, клали на то место, где он был убит, и до самой ночи танцевали, представляясь настолько довольными, как будто это было какое-то празднество, потому что печальные лица оценивались как грех против Уаиллы. Эпизод производит сильное впечатление. Мужчины и женщины, двигающиеся по кругу, словно заставляют себя побороть горе от потери близкого. Превозмогая себя, они начинают двигаться все быстрее и быстрее, делясь на несколько кругов, переплетаясь, соединяясь и рассыпаясь, они доходят до почти исступленного веселья, за которым хореографу удается контрапунктом удерживать ощущение боли. Зритель мгновенно откликается на происходящее на сцене, поскольку это становится не просто реконструкцией старинного обряда, а касается человеческих чувств, понятных и близких и сегодня, и сотни лет назад. Такое же ощущение вызвал эпизод «Цырт. Траурный хонга». В случае смерти сговоренной невесты после ее похорон существовал обряд, дающий право ее жениху найти новую невесту. Мы видим жениха в тоске, с немыслимой болью в душе. Сильный, красивый, молодой, он, кажется, потерял смысл жизни. И вот появляется образ его умершей невесты. Мелко перебирая ногами, она словно плывет по сцене, обходя, сопровождая своего возлюбленного. Отпускание жениха, позволение найти себе другую сделано просто и ясно. В три подхода невеста развязывает мужской платок на его шее, и их последнее продвижение вместе — прощание, столь знакомое нам по кавказским танцам: сильные крепкие руки мужчины, оберегающие женщину, и женщина, словно плывущая рядом с ним, со слегка отведенной в сторону головой. Второй спектакль «Золото нартов» (хореограф Татьяна Баганова) основан на легендах и мифах осетин, с детства знакомых мне по книжке с истерто-красной обложкой. Спектакль с первых же минут захватил обожаемой мной пластикой танца модерн, бережно и тонко соединенной с осетинскими народными танцами. Центральными фигурами постановки становятся два брата-близнеца Ахсар и Ахсартаг. Красавица Дзерасса, живущая на дне морском, столь понятно и узнаваемо переданном средствами хореографии. Семь ее братьев, отдающих свою сестру Ахсартагу в жены — в благодарность за то, что исцелил он ее золотым яблоком из чудесного сада нартов. Драматически переданная смерть братьев. И оставшаяся одна Дзерасса, ожидающая рождения детей... Снова темы рождения, жизни и смерти. Обрядовый театр остается верным выбранному направлению, хотя используются несколько иные средства выражения, как пластические, так и музыкальные. Было приятно видеть труппу театра, освоившую и это танцевальное направление, принявших эту пластику с душой и пониманием. Роскошный по костюмам и декорациям, соединенный с грамотной, вдумчивой, по-настоящему талантливой хореографией, этот спектакль дает право воспринимать театр как живой, ищущий, движущийся вперед. Сидя в зале, увлеченный сценической историей, я не переставал завидовать театру, столь сплоченному в своих творческих исканиях, столь одержимому любовью к своей родине и старанием поделиться ее «золотыми яблоками» с нами. Огромным уважением и поддержкой, видимо, пользуется коллектив в такой небольшой республике, как Северная Осетия —Алания, ибо не могу даже представить, какое же количество денег было затрачено на приобретение шикарнейших костюмов и декораций! Сидя в зале своего театра и глядя на так преобразившуюся сцену, я только разводил руками и откровенно завидовал — мне ничего больше не оставалось. Затихла музыка, пауза и аплодисменты актерам, создателям и тем, кто сделал возможным приезд Северо-осетинского театра в Саратов. Приятно было видеть в зале множество саратовских земляков «Арвайдена», их полные гордости и радости глаза. Они фотографировали, дарили цветы, обнимали исполнителей. Для них это еще и встреча с домом. А для меня — воспоминания детства. Спектакли, посвященные жертвам террористического акта в Беслане, весь сбор от которых поступит в Фонд помощи семьям погибших бойцов спецподразделений «Альфа» и «Вымпел», завершились. Остается лишь пожалеть, что слишком мало саратовцев увидели эти спектакли, слишком немногие откликнулись на призыв о помощи. Слишком короткая у нас память...
| |
Просмотров: 836 | Загрузок: 6 | |
Всего комментариев: 0 | |