Мои статьи [14] |
Главная » Статьи » Мои статьи |
Алексей Иванович Зыков Заведующий кафедрой пластического воспитания театрального института Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л. В. Собинова, доцент
Танец как совокупность пластической выразительности актера и драматического спектакля в целом
Зыков, А.И. Танец как совокупность пластической выразительности актера и драматического спектакля в целом [Текст] / А.И.Зыков // Научный вестник Академии культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина: межвузовский сборник научных трудов. – Тамбов, 2012. Выпуск 4. – С. 82-92.
Стр. 82 Каким бы богатым духовным миром не был бы наделен человек, какой бы амплитудой чувственности он не обладал, какой бы эмоциональной возбудимостью и бурной фантазией ни
Стр. 83 был бы наполнен, само по себе, это еще не является однозначным признаком актерских способностей. Хотя без этих составляющих представить себе актера невозможно. Во всяком случае, актера-творца, а не актера-ремесленника. Тем не менее, не каждый глубоко духовный, тонко чувствующий и ярко эмоциональный человек способен быть актером. «Бывает, например, так, что актер считает, что ему совсем не надо знать анатомии, а надо лишь знать психологию. Но с моей точки зрения, – говорил В. Э. Мейерхольд, – если он не знает анатомии, то его не спасет никакое углубление в психологию, ибо ему легко вывернуть себе руку или ногу. И это потому, что выступление его на сцене сводится прежде всего к телодвижениям» [6]. Актер – это человек уникальной природы, соединяющий в себе две диаметральные противоположности: истязателя и раба, художника и полотна, творца и объекта творения. «Ведь актер, – писал Б. Е. Захава, – живой человек, явление в высшей степени сложное... Актер не только материал, но и творец… Творческие мысли и мечты актера, его художественные замыслы и намерения, творческая фантазия и чувства, личный и социальный опыт, знания и жизненные наблюдения, вкус, темперамент, юмор, актерское обаяние, сценические действия и сценические краски – все это вместе взятое – материал для творчества режиссера, а вовсе не одно только тело актера…» [4] И это, несомненно, так: «не одно только тело»! Здесь нет противоречия между высказываниями В. Э. Мейерхольда и Б. Е. Захавы, поскольку именно тело дает возможность передать весь спектр переживаний, фантазии и чувственности актера, поэтому-то всей палитры необходимых для данной профессии внутренних качеств не достаточно, чтобы выйти на сцену – нужны еще и определенные способности умения передать внутренние ощущения внешними выразительными средствами. "Мучительно не быть в состоянии верно воспроизвести то, что красиво чувствуешь внутри себя, – писал Станиславский. – Я думаю, что немой, пытающийся уродливым мычанием говорить любимой женщине о своем чувстве, испытывает такое же неудовлетворение. Пианист, играющий на расстроенном или испорченном инструменте, переживает то же, слыша, как искажается его внутреннее артистическое
Стр. 84 чувство" [12]. О своих поисках в этом направлении он размышлял во второй части «Работы актера над собой», причем пластическое воспитание актера и последующие в этой связи его выразительные средства не ограничивались жестом, пластикой, акробатикой, сценическим движением, но и, при всех опасениях использования «технических балетных приемов», поиск его не исключал использования танцевального искусства, особенно его новых форм. Иначе чем объяснить такой интерес Станиславского, например, к творчеству Айседоры Дункан, разрушавшей привычные каноны и создававшей свой «свободный танец»! Театр, по мнению подавляющего большинства исследователей, это не просто «род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой» [8]. Театр – это синтез искусств, включающих в себя другие искусства: литературу, архитектуру, живопись, музыку и т. д. Это искусство живое и бесконечно развивающееся, поэтому все новое вскоре непременно оказывается в его арсенале. Так было, к примеру, с фотографией, так было с кино, а сегодня театр все активнее применяет и видео-арт. Конечно же, танец, история которого равна, пожалуй, истории человечества, не мог остаться вне поля его досягаемости. Но что же такое «танец» и какую роль он играет в актерском искусстве, да и в создании драматического спектакля в целом? Определений множество. Жюли Шарлотта ван Кэмп собрала основные положения, из которых состоят определения танца: «Танец – это человеческое движение, которое формализовано, то есть выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками, имеет целью рассказ сюжета и имеет целью коммуникацию или выражение чувств, тем, идей которому могут содействовать пантомима, костюм, декорации, сценический свет и пр.» [15]. Большинство людей, все-таки произнося слово «танец», понимают его в достаточно узком смысле, представляя себе какие-то конкретные танцы, исполнявшиеся на балах, танцплощадках, народных гуляниях: полонез, вальс, полька, менуэт, фокстрот, рок-н-ролл и т. д. Театр в этом значении обращался к танцу тоже
Стр. 85 достаточно утилитарно: то есть в случаях, когда этого требовали предлагаемые обстоятельства, обусловленные ремаркой автора. К примеру, сцены празднований, балов в «Ромео и Джульетте», «Отелло» В. Шекспира, «Вишневом саде» А. Чехова, «Маскараде» М. Лермонтова и множестве других. То есть танец чаще всего ассоциировался и в жизни и на сцене как непременный атрибут развлечений. С другой стороны, танец сумел отпочковаться от общего древа под названием «театр» и стать самостоятельной ветвью, подобно театру с доминирующей ролью вокала и музыки, театром с доминирующей ролью движения, причем в этом случае слово – до этого составляющей непременное условие театрального действа – исчезло совсем. (Справедливости ради следует отметить, что современный театр танца все чаще включает в свое действие и слово!) Между узким пониманием танца и сценическим его воплощением существует огромный пробел, не восполнив который невозможно в полной мере оценить роль танца в театре драматическом, то есть театре, где доминирует слово. Неужели использование такого мощнейшего средства выразительности, каким является танец, здесь столь скромно? А между тем еще Аристотель отмечал, что «при помощи собственно ритма, без гармонии, производят подражание некоторые из танцовщиков, так как они именно посредством выразительных ритмических движений воспроизводят характеры, душевные состояния и действия» [1]. Обобщенное определение танца вызывает немало вопросов: все ли указанные компоненты всегда присутствуют во всех танцах, а посему, наверное, лучше взять за основу более лаконичное и, возможно, от этого более емкое определение: «Танец – вид искусства, в котором художественный образ создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела» [10]. А раз так, то не является ли пластическая выразительность актера, спектакля своеобразным танцем в широком смысле этого понятия? Тем более что сами эти определения «пластика» и «танец», как представляется, во многом схожи и взаимодополняют друг друга: «Пластика – согласованность, соразмерность движений и жестов, создающих общее впечатление гармонии; движения, жесты, внешний облик, посредством которых выражается характер, внутренний мир действующего лица» [11].
Стр. 86 Два недавно увиденных спектакля, в которых был занят один и тот же актер, произвели совершенно разные впечатления: в первом – актером восторгаешься, во втором – недоумеваешь и не принимаешь его вовсе. В чем причина? Актер наполнен, актер искренен, актер понимает, что делает и говорит, актер чувственен в каждом из этих спектаклей. Так почему же его существование на сцене вызвало столь диаметрально противоположные ощущения? В первом спектакле по пьесе М. Мак-Донаха «Лейтенант с острова Инишмор» исполнялась роль Донни. Это персонаж среднего или чуть больше среднего возраста, живущий на отдаленном острове, одинокий, выпивающий, ни чем толком не занимающийся, имеющий сына, скитающегося по всей Ирландии и устраивающего теракты. Во втором спектакле по пьесе В. Шекспира «Отелло» исполнялась роль Брабанцио – персонаж приблизительно такого же возраста, сенатор, живущий в Венеции, человек достаточно обеспеченный и приближенный к дожу, страстно оберегающий свою единственную дочь Дездемону, которая, обманув отца, становится женой мавра. Два этих персонажа, хотя и имеют приблизительно один и тот же возраст, значительно отличаются друг от друга и средой обитания и положением в обществе и многим-многим другим. Донни передвигался по сцене мелкими шажками, с полусогнутыми коленями, слегка округленной спиной, часто и мелко жестикулируя, казался маленьким, щуплым, старающийся быть почти невидимым, не привлекающим к себе внимания. Такая пластическая характеристика заставляла верить артисту. Но какого же было изумление, когда Брабанцио появился с той же самой пластикой, с той же самой шаркающей походкой, той же самой жестикуляцией и округленной спиной, что были у Донни! Стало ясно, что актер не создавал полноценный образ ни Донни, ни Брабанцио – внешне это был он сам, осмелюсь предположить, что и внутренне он не смог полноценно перевоплотиться, поскольку внутреннее и внешнее связаны неразрывно. Таким образом, актер был убедителен в первом спектакле, поскольку его личная пластика «легла» на пластику персонажа, а во втором – он не смог выполнить ни свою актерскую задачу, ни задачу режиссера, ни задачу автора. «Актер вступает в художественное произведение во всей своей индивидуальности, – читаем у Гегеля, – со своим обликом, лицом, голосом, получая задачу пол-
Стр. 87 ностью слиться с характером, который он представляет на сцене. В этом отношении поэт вправе потребовать от актера, чтобы он мысленно до конца вошел в данную роль, ничего не прибавляя от себя, исполняя ее так, как задумал и создал ее поэт. Актер должен быть чем-то вроде инструмента, на котором играет автор, губкой, впитывающей все краски и так же, без изменения, отдающей их обратно» [3]. Какими же средствами пластической выразительности обладает актер? Попробуем перечислить: жест, мимика, походка, положения тела. Попытаемся сопоставить их со средствами выражения танца, театра танца, включающего в себя, конечно, не только классический танец, но и его современные направления. Не раз отмечалось, что, если смотреть на людей из окна, чтобы не слышать, о чем они говорят, можно понять, что между ними происходит. Они не заботятся о «выразительных средствах», потому что выразительные средства – жесты, мимика – возникают у них от естественного восприятия собеседника, от того, в каких они отношениях, от возраста, опыта, приобретенных привычек каждого из них и т. д. Наблюдая, можно по походке понять не только настроение человека, но и, подобно Шерлоку Холмсу, многое узнать о нем. Представляется, что жесты – это некая система знаков, выработанные человечеством устойчивые символы общения, понятные всем короткие пластические сигналы, обусловленные внутренним импульсом большинства людей. К примеру, самые простые из них: «да», «нет», «иди ко мне», «не подходи» – кивание головой, качание головой из стороны в сторону, взмах рукой по направлению к себе, вытянутая вперед рука и останавливающая ладонь… Это не значит, что нет исключений. И это, конечно, не значит, что знаковая система едина для всего человечества. К примеру, вытянутая вперед рука, сжатые в кулак четыре пальца и поднятый наверх большой палец для разных групп людей будет иметь разное значение: «все хорошо» – в России, «оставить раба в живых» – в древнем Риме, просьба водителю остановиться и довезти – на Западе. Исследование жеста по системе Ф. Дельсарта по трем направлениям – семиотика, статика, динамика – дается выдающимся театральным деятелем С. М. Волконским в работе «Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту)», в которой жес-
Стр. 88 ту придается вообще широкое значение, включающее в себя, кстати, и мимику, поскольку жест рассматривается как «выразительное движение какой бы то ни было части тела или лица» [2]. Жест и мимика – это важнейшие средства общения людей, а потому естественно являются важнейшими средствами пластической выразительности актера. Безусловно, и танец использовал жесты, являясь в большей степени пластической знаковой системой, нежели театр драматический. Общеизвестно, к примеру, что историко-бытовые танцы основывались на определенной этике поведения, поклонах и реверансах, исполняемых в определенном ритме. В качестве наиболее ярких примеров можно было бы привести такие танцы как менуэт и полонез, падеграс и павана. А самым убедительным примером использования жестов в народных танцах, без сомнения, являются индийские традиционные танцы. В классическом танце также использовались позы и жесты, символизировавшие определенные состояния, дающие зрителю некий знак: «умоляю», «любовь», «мольба», «защищаю», «убит», «смерть», «страх» и т. д. [14]. Безусловно, и современные балеты не могли исключить знаковую систему, жесты, но она, конечно же, модифицировалась в соответствии со временем. Так, к примеру, в балетах Пины Бауш использование жестов (причем бытовых!) особенно характерно. Она брала простые и узнаваемые детали повседневной жизни (человек почесался, поправил одежду, причесался и т. д.), подчиняла определенному ритму и системе повторов, превращая бытовой жест в художественное средство выражения. Этот же способ пластической выразительности сегодня достаточно часто применяется драматическими театрами. Чаще с использованием музыки. Реже с использованием звуков, а порой и просто построенного на внутреннем ритме, задающемуся и сохраняемому несколькими актерами одновременно. Следующими средствами пластического выражения актера, которые также будут обозначены пунктирно, являются положения тела и походка. Два этих средства могут многое рассказать о персонаже: его возраст, социальную принадлежность, характер, состояние здоровья, придать трагичность или комичность образу. Странно, наверное, если Ромео будет хромать, подобно мальчику
Стр. 89 из мультфильма «Цветик-семицветик», или, подобно герою романа В. Гюго, будет горбатым. Не берусь утверждать, что невозможно, если, к примеру, концепция режиссера сменит акценты и смысл пьесы, рассказав историю о чем-то другом. Но с точки зрения авторской задумки странно. Кстати, наверное, Ричард III тоже может быть, вопреки ремаркам автора, статным красавцев, если режиссерский замысел будет построен на том, что герой его уродлив изнутри. Если это будет доказательно, то, наверное, и соответствующая пластическая характеристика образа вполне оправдана. Но попробуем все же отталкиваться от «стереотипов», то есть от того, что задумывал автор. Схематично обозначая положения тела и походку персонажей без учета конкретных особенностей, видимо, можно утверждать, что молодость – это, скорее всего, активное передвижение, бег, прямая спина, центр движения тела находится впереди, перед грудью, а старость – это, как правило, замедленная, отягощенная походка, округленная спина, слегка присогнутые ноги, цент движения тела находится внизу, прямо под телом, являясь точкой опоры. Соответственно от этих двух крайних возрастных точек может быть рассчитан возраст тридцатилетнего или пятидесятилетнего человека. Безусловно, это лишь очень условное обозначение, поскольку есть еще и характерности и особенности каждого персонажа, связанные с тем, где он жил, кем работал и т. д. О том же, но другими словами и понятиями, говорится и касаемо танца: «… вряд ли можно движениями народно-характерного танца создать образы Джульетты, Параши, Ромео и Евгения и т. д. Трудно сказать, как получился бы замечательный танец с подушками из балета «Ромео и Джульетта», если бы он был поставлен средствами классического, а не историко-бытового танца и т. д.» [13]. Не смотря на то, что сопоставление средств пластической выразительности актера со средствами выражения танца, театра танца сделано весьма схематично, можно все-таки сделать вывод, что кардинальных различий или противоречий касаемо жеста и мимики, положения тела и походки здесь нет. В период зарождения театральной школы в России основной упор делался на музыкальное и пластическое воспитание, оставляя «драматическим занятиям» роль чуть ли не вспомога-
Стр. 90 тельной дисциплины. И это понятно, поскольку и музыка, и танец уже основывались на четкой структуре, имеющей в своей основе твердый каркас, на базе которого могли рождаться тысячи вариаций и импровизаций. Обучение актерскому мастерству носило скорее интуитивный характер, основанный на личном опыте того или иного актера, в большей или меньшей степени одаренного природой. Музыкант может исполнить произведение без вдохновения, не сумев подключить по каким-либо причинам струны своей души, но по точно расписанной и соблюдаемой им схеме (музыкальный размер, нотная длительность, характер и т. д.) зритель все же услышит мелодию. Танцор при тех же обстоятельствах, подчиненный законам музыкального произведения и определенным танцевальным движениям, все же передаст некую танцевальную схему. Актер в этой ситуации, лишенный опоры систематизированных законов профессии, словно путник в ночи, зависимый от того, замерцает или нет лучик света вдали, откликнется ли в данный момент его нутро или промолчит. Роль музыки и танца в воспитании актера поэтому была не случайна: они учат точности, обязательности рисунка (хотя бы внешнего), заключенного в четкие рамки произведения. «Состояние души отражается… на теле, то есть в его движениях, – писал Е. И. Воронов (главный режиссер Александринского театра, с 1867 года преподававший драматическое искусство) в своем «Проекте драматического класса при С.-Петербургском Театральном училище», – «задача тела: отвечать немедленно всем требованиям души, а такую задачу в состоянии выполнить только тело ловкое, гибкое, по возможности стройное и приученное навыком ко всевозможным положениям» [7]. Недостающее звено в каркасе театрального обучения было найдено исканиями К. С. Станиславского, образовав паритет между внешним и внутренним, именуемый теперь как «психофизическое действие». Танцевальное искусство ХХ века (а именно модерн-джаз танец), тоже сделало важные шаги в этом направлении: «Джазовый танец – это прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце-модерн… В танце-модерн существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием…» [9].
Стр. 91 В современном драматическом театре режиссер помогает каждому актеру, взяв за основу литературный текст и разработав свою концепцию спектакля, найти необходимую пластику образа, логику поступков, затем приводит их к общему знаменателю, выстраивая мизансцены, темпо-ритмы спектакля, подключая музыку, свет, костюмы, декорации. На смену балетмейстерам стали появляться хореографы, в том числе хореографы драматических театров, которые с помощью современного танца, занимаются, по сути, тем же самым, находя с актерами пластические выразительные средства, выстраивая мизансцены-хореографию, используя не только танец в узком понимании его, но и создают некое пластическое действо с помощью бытовых жестов, бытовых движений, подчиняя их ритму. По большому счету в драматических театрах стали появляться хореографы, то есть профессионалы, владеющими актерскими, режиссерскими и балетмейстерскими знаниями и способностями. Возможно, это и есть то самое недостающее звено от танца-развлечения к танцу-самостоятельному искусству. Не напоминает ли хороший спектакль, включающий в себя весь синтез искусств, весь спектр технологии сказанного и упомянутого выше, музыку или танец, танец как «вид искусства, в котором художественный образ создается средствами пластических и ритмических движений человеческого тела»? Сегодня некоторые специалисты, занимающиеся драматическим театром, почему-то чрезмерно опасаются равноправного паритета внутреннего и внешнего, забывая какое значение этому придавал К. С. Станиславский, «оберегают» актера, обедняют, слово «танец» тем более приводит их в ужас. Танец не в отдельности, ни в части синтеза искусств, именуемого театром, ни в коем случае не направлен на «искусство представления», за который так ратовал Дидро в «Парадоксе об актере», наоборот, если под словом «самообладание» иметь в виду владение внешней техники, то он всецело на стороне А. П. Ленского, полемизировавшего с ним: «…абсолютное отсутствие чувства, так же как и крайняя чувствительность без самообладания, делает человека абсолютно непригодным к сцене; средняя чувствительность при самообладании дает хорошего актера, и только крайняя чувствительность при полном самообладании – великого исполнителя» [5]. Стр. 92 Библиографический список: [1] – Аристотель. Об искусстве поэзии. http://smalt.karelia.ru/~filolog/lit/arispoes.pdf [2] – Волконский С. М. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). Изд. 2-е. М. Либроком. 2012. С. 60 [3] – Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. В 2 т. Том II. СПб., 1999. С. 493. [4] – Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М. ГИТИС. 2008. С. 33 [5] – Ленский А. П. Заметки актера. Артист. 1894. №43. С. 82 [6] – Мейерхольд В. Э. Лекция, читанная на летних Инструкторских курсах по обучению мастерству сценических постановок, Петроград, 1918, июнь-август. В кн.: Искусство режиссуры. ХХ век. М. Артист, Режиссер, Театр. 2008. С. 319 [7] – Морозова Г. В. Пластическое воспитание актера. М. Терра-спорт. 1988. С. 79 [8] – Новая иллюстрированная энциклопедия. М. Большая Российская энциклопедия. 2011. Т. 18. С. 30 [9] – Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: история, методика, практика. М. ГИТИС. 2000. С. 4, 8 [10] – Современный толковый словарь русского языка. М. Ридерз Дайджест. 2004. С. 820 [11] – Современный толковый словарь русского языка. М. Ридерз Дайджест. 2004. С. 528 [12] – Станиславский К. С. Работа актера над собой (2 часть) http://az.lib.ru/s/stanislawskij_k_s/text_0050.shtml [13] – Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. 2-е изд., испр. и доп. М. Искусство. 1981. С. 16 [14] – Castle K. Ballet & Dance. Usborne Publishing Ltd. USA. 1992. С. 21 [15] – Julie Charlotte Van Camp Philosophical problems of dance criticism. PhD dissertation (1981), http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%ED%E5%F
| |
Просмотров: 507 | |
Всего комментариев: 0 | |